12 июня 2011 г.

О толерантности


Среди моих коллег два индийца. Оба одинаково черноокие, чернокудрые и смуглолицые. Оба, когда работают, поют индийские песни, на обед приносят сильно пахнущие карри и говорят на смешном английском. Помню, впервые обратив внимание на тот факт, что между собой мои индийские напарники на родном языке не общаются,  подивилась их вежливости по отношению к другим национальностям.  Действительно, не очень-то красиво в многонациональном коллективе разговаривать друг с другом на не известном остальным присутствующим языке. Однако, как недавно выяснилось, вежливость тут не при чём. Дело в том, что у каждого из этих двоих, одинаково называющих родиной Индию, свой диалект и своя религия. А потому, как бы странно это ни звучало,  но так уж вышло, что английский - единственный язык, на котором они, земляки, могут понимать друг друга.
В Индии двадцать три официальных языка и более десяти религий. И хотя межрелигиозные браки не распространены, конфликты среди представителей разных концессий практически не встречаются, по крайней мере, широкой поддержки никогда не получали.  Как уживаются все эти люди в одной стране друг с другом? Что связывает их, если не единый язык и единая религия?
В эмигрантских странах таких, как США, Канада, Новая Зеландия или Австралия каких только национальностей нет. Допускаю, что проблемы на национальной почве в той или иной степени везде присутствуют, но как-то учатся же люди в развитых цивилизованных странах ладить друг с другом, быть толерантными, уважать позицию другого, отличного от себя. Разве недостаточно уроков преподал человечеству век двадцатый? Разве не ясно до сих пор, что шовинистические настроения ни к чему хорошему не приводят и привести не могут?
А мы всё продолжаем кричать "Россия для русских", избивать и убивать в подворотнях. Да, чеченцы дикари, но а мы-то чем лучше, если по их правилам соглашаемся играть? Помню, как в московском супермаркете оказалась свидетельницей внезапно разразившегося скандала. Работник магазина - мальчик с Кавказа - взвешивал за прилавком овощи и фрукты. К нему в очередь успело выстроиться человек пять, у каждого в тележке по шесть-семь пакетов. Вдруг из ниоткуда подскочила к мальчишке женщина, по всей видимости землячка, и протянула ему один-единственный пакет с яблоками. Тот молча взвесил, стикер наклеил, что заняло в целом не больше пары секунд. Что тут началось! Своих, значит, вне очереди! Ах ты нерусь поганая! Понаехали на нашу голову! И ладно бы бабки одни сварливые кричали, но ведь и мужчины, и девушки молодые.
В новозеландских супермаркетах много продавцов-азиатов, зачастую они не очень-то приветливы, особенно в сравнении с работающими в обслуживающем персонале новозеландцами. Несколько раз мне уже доводилось слышать недовольства по поводу недостаточно любезного и качественного обслуживания. Чересчур привередливые покупатели, так же, как и нерадивый персонал, везде есть. Но чтобы при этом националистические нотки проскальзывали! В голове не укладывается.

31 комментарий:

  1. Если бы я был главным редактором какого-нибудь эмигрантского электронного журнала, то покупал бы у вас статьи)

    А про национализм: сначала всегда мы будем смотреть на оболочку)

    ОтветитьУдалить
  2. Не знаю, когда вижу "ненаших", мне и в голову не приходит "понаехали". Я вообще не испытываю никаких эмоций: люди они и в Африке люди. Мне наоборот очень интересно пообщаться с представителями других национальностей. А нерадивый работники есть везде. Просто так сложилось, что мы обращаем внимание на "других" и их недостатки в первую очередь и утрируем их, приписывая это их происхождению.
    В школах не мешало бы ввести отдельный предмет типа "Культуры народов мира".

    ОтветитьУдалить
  3. LastKnight, спасибо, от всей души желаю вам стать редактором какого-нибудь эмигрантского электронного журнала=)

    Галина, убеждаюсь с каждым днём и на собственном опыте, вне зависимости от цвета и разреза глаз, чуть капнёшь, человек, он везде одинаковый. Выродки, так же, как и перлы, в любой национальности есть.

    ОтветитьУдалить
  4. Маш, согласна на 100%. Жаль только, что не все это понимают и ищет поводы, чтобы облить кого-нибудь грязью и дать в морду за разрез глаз и цвет кожи. А сами?

    ОтветитьУдалить
  5. Почему же чеченцы - дикари?! Я знаю очень образованных и интеллигентных чеченцев, а если учесть, что мы их города разбомбили ни за что, то у нас вообще вряд ли есть моральное право обвинять их в дикарстве - сами не лучше.

    ОтветитьУдалить
  6. Марика, если меня спросят, русские - дикая ли нация или просвещенная и культурная, я отвечу, что дикая, основываясь на том, как ведут себя люди в общественных местах, как выполняет свои обязанности милиция, какую зарплату получают врачи и учителя, каков процент алкоголизма и тд и тп. В сравнении с развитыми странами Россия дикая и отсталая, для меня это факт. При всём при этом разве повернётся у меня язык сказать, что среди русских нет достойных людей, профессионалов в своём деле, образованных и интеллигентных? Так же и с чеченцами, ну какие же они культурные, когда на каждом шагу у них разбой, убийства, грабежи, кровная месть, нищета. Я не защищаю русских, по отношению к Чечне русские агрессоры, а значит уже не правы. Но и чеченцев что уж хвалить. Согласна, что морального права обвинять их в дикарстве у нас нет никакого. И я ни в коем случае не обвиняю. Просто признаю это как факт.

    ОтветитьУдалить
  7. Мария, я живу в Астрахани-Кавказ под боком, да и не только. Такое впечатление на улицах, что живешь там- у них в Чечне и Дагестане. Может быть и есть среди них образованные и культурные, но в нашем городе таких нет. Улицы, где живут "беженцы с Кавказа" самые грязные и вечером там русским показываться опасно. Хамское, наглое поведение-" ми вас людьми сделали и вся Россия будет наша". А попробовали ли бы русские так себя вести у них-расправились бы быстро и не концов бы не нашли. Не хотят они уважать обычаи и законы той местности или страны, где проживают. А уж особнячки этих "несчастных", которых все угнетают и попирают их права... Русские беженцы с Кавказа живут в бараках и халупах-наши власти не стремятся им помогать, зато тут все льготы, пособия, помощь. а что они делают, кроме торговли, разбоев-больше ничего не умеют. Хотела бы их уважать, да не что. У сына в гимназии одноклассник их Чечни хвалился в открытую родственными связями с Басаевым-причем не малолетка-по 15 лет было. Это разве нормально?

    ОтветитьУдалить
  8. Татьяна, спасибо за комментарий, который как минимум тем уже ценен, что на личном опыте и личных наблюдениях основан. Мне в свою очередь с кавказцами общаться близко не приходилось, ни с хорошими, ни с плохими, потому рассуждаю в этом смысле несколько отвлеченно. Специально порылась в интернете в поисках биографий известных чеченцев - всякие среди них есть, и журналисты, врачи, учёные, с одной стороны, и международные террористы, с другой. Хвастаться родством с Басаевым ненормально, конечно. Но ведь и среди русских до сих пор встречаются те, кто за Сталина горой. Бред какой-то, одним словом.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный13 июня 2011 г., 18:35

    SOUTHER PASIFIKA ПЕРЕДАЁТ ВАМ ВСЕМ ПРИВЕТ И ПРИГЛАШАЕТ В ГОСТИ НА БАРБЕКУ НАС ОСТАЛОСЬ 4 ЧЕЛОВЕКА ВСЕ УЕХАЛИ ДОМОЙ СТОИМ НА САХАРНОМ ЗАВОДЕ-ЧЕЛСИ

    ОтветитьУдалить
  10. Ехал я как то в поезде домой в Архангельск и со мной в плацкарте был парнишка из Нигерии. Разговорились, он учился у нас в медицинской академии. Оказывается студенты из африканских стран и индии предпочитают переводится из Питера к нам, тут спокойно, их никто не трогает. Так что не везде шовинизм.

    ОтветитьУдалить
  11. Есть, капитан! Адрес, время, пароль?

    Mix, приятно слышать про Архангельск. А культурному Питеру пусть будет стыдно!

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный13 июня 2011 г., 21:03

    По поводу Индии могу сказать, что именно в Индии проповедовал апостол Фома (тот самый...) и принял там смерть за слово о Христе. Это в прошлом.

    Разделение Индии после освобождения от британского правления на Пакистан и собственно Индию в середине ХХ века сопровождалось серьезными столкновениями между индусами (последователями индуизма) и мусульманами (последователями ислама). Это в прошлом, но в гораздо более близком.

    Эти столкновения время от времени происходят и в наши дни. Так что веротерпимость индийского народа тоже имеет свои границы.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  13. Трудно ставить кого-то в абсолютный пример, тем более в таком щекотливом вопросе. Все нации, полагаю, не без греха.

    Посмотрела только что "Romper Stomper" - фильм о скинхедах. Не то, что бы в абсолютном восторге от него осталась, но хотелось увидеть, как подойдёт к проблеме режиссёр-австралиец. Действие происходит в Мельбруне, в начале 90-ых. Австралийские скинхеды против азиатов, за чистоту нации. Всё та же нетерпимость, в любом уголке земного шара.

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный14 июня 2011 г., 0:01

    Теперь хотел бы коснуться другого вопроса, гораздо более интересного. Мария, Вы пишете, что люди одинаковы, если копнуть. В этом Вы правы. Вы неправы в том, что слишком оптимистично смотрите на этот факт.

    Поясню свою мысль. Как-то раз мне пришлось прочесть (в «Известиях», кажется) статью одной журналистки, которая описывала свои впечатления от посещения тюрьмы. В своей заметке она высказала, среди прочего, такую мысль: «Убийцы – такие же люди, как мы».

    Знаете, я ничуть не удивился этому ее «открытию». Если внимательно прочитать Достоевского, рано или поздно к подобному выводу придешь.

    Но, несмотря на это, нас с ними разделяет тюремная решетка. Задумайтесь над этим фактом. Значит, существует, все же, какое-то различие. Но где же оно? В глубине или ближе поверхности?

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный14 июня 2011 г., 0:19

    Немного уточню свою мысль. Вспомним школьную программу и возьмем Родиона Раскольникова. Разве он не такой, как мы? Он же испытывает те же самые чувства!

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный14 июня 2011 г., 2:43

    Что касается дикарей и "цивилизованных", то и в данном случае непроходимой границы нет. Напротив, грань эта очень тонкая и хрупкая. Интересующимся этой темой рекомендую познакомиться с творчеством Уильяма Голдинга и прочитать его "Повелителя мух" (William Golding, The Lord of The Flies).

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный14 июня 2011 г., 3:19

    Виноват, в английском названии один артикль оказался лишним: William Golding, Lord of The Flies.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный14 июня 2011 г., 8:20

    Мария, не подкинуть ли Вам тему для заметки? Смотрите, "Властелин колец" в оригинале называется "The Lord of the Rings", и в этом случае артикль в начале есть!

    Не знаю, как другим, а мне интересно было бы понять причину отсутствия/наличия начального артикля в двух сходных названиях: "Lord of The Flies" и "The Lord of the Rings".

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  19. А.Р., по поводу убийц и Достоевского. Думала обо всём этом не так давно, в связи с убийством Юрия Буданова. Удивил факт, что люди соболезнуют, цветы к могиле несут. Кому? Выродку, собственными руками задушившему 18-летнюю девочку, не важно какой национальности. Отыскала все его интервью и публичные выступления, дабы в лицо злодею взглянуть. И что же, человек как человек, с вполне себе адекватными рассуждениями, не с самой, правда, счастливой и ординарной судьбой - 5 лет войны, 10 лет тюрьмы. Всю голову сломала над тем, что же в нём не так и как он мог. Единственное, что в итоге "ненормального" в нём нашла - страсть к войне и сражением, определившую в молодости и карьеру, и жизненный путь, и печальную судьбу.

    Думаю, Буданов мог бы стать персонажем Достоевского. Достоевский страсть, как таких персонажей любит. Мне нравится, как на эту тему рассуждает Лев Шестов на примере творчества Достоевского и Ницше в Философии трагедии. Что тут добавишь? Эта та правда, о которой Эдип желал бы не знать. Да и Достоевский, думаю, тоже, ведь его эта фраза: "Если бы мне математически доказали, что истина вне Христа, я предпочел бы Христа, а не истину". Если нет Бога, значит всё дозволено. Страшно об этом думать, но боюсь, что и вправду всё дозволено и убийцы - такие же люди, как мы. Ну а мир в таком случае спасает пока лишь то, что бОльшая часть человечества продолжает верить, что Бог/моральные принципы/неписанные законы существуют.

    За тему для новой заметки спасибо. Действительно, могло бы быть интересно. Вот только ни Голдинга я не читала, ни Властелин колец не смотрела. Занесу в список обязательного.

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный15 июня 2011 г., 2:26

    Мария, моральным принципам и неписанным законам невелика цена, если Бога нет. Потому что достаточно задать вопрос: "А зачем?" И Достоевский был совершенно прав, отчеканив свою знменитую формулу, выказанную устами Ивана Карамазова. Знаете, когда я лично для себя осознал правоту Достоевского (через несколько лет после прочтения романа), мне стало нехорошо. Даже не потому, что другим все дозволено (хотя и в этом хорошего нет). А потому что МНЕ все дозволено, но мне не хочется этого!

    Выйти из этого тупика положительным образом можно лишь путем обретения веры. К счастью, мне это удалось... Хотелось бы и другим пожелать того же.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный15 июня 2011 г., 6:24

    Кстати, насчет Буданова. Вот мнение психиатра (главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Федор КОНДРАТЬЕВ), который его обследовал:

    "Трудно переоценить гуманитарно-социальную функцию судебной психиатрии: она освобождает страдающего человека от дополнительных страданий в виде уголовного наказания, но, в других случаях, и общество — от преступников-симулянтов, которые пытаются прикинуться психически больными. Конечно, последнее слово за судом, и он может не согласиться с нашим заключением, назначить другую экспертизу. Недавний пример — полковник Буданов. Я проводил с ним многочасовые беседы и до сих пор абсолютно убежден, что он в момент совершения преступления находился в состоянии временного психического расстройства. Это состояние спровоцировала чеченка, которая сказала ему, что намотает кишки его дочки на автомат, и схватилась за оружие. А у его дочери как раз был день рождения. Но суд назначил вторую экспертизу, а когда она повторила мое заключение — третью. И третья экспертиза сделала такое же заключение. Тогда назначили экспертизу в Чечне. Там психиатры решили, что он мог отвечать за свои действия, и его осудили. Конечно, если бы его не осудили, могли быть большие неприятности, новые теракты, нападения на психиатров, но повторяю: я уверен, что мы сделали правильное заключение."

    http://www.pravmir.ru/ekspert-po-prestupnym-dusham/

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный15 июня 2011 г., 7:39

    Что касается Буданова, то вот мнение психиатра, который проводил судебную экспертизу, а выводы пусть каждый делает сам:

    " Трудно переоценить гуманитарно-социальную функцию судебной психиатрии: она освобождает страдающего человека от дополнительных страданий в виде уголовного наказания, но, в других случаях, и общество — от преступников-симулянтов, которые пытаются прикинуться психически больными. Конечно, последнее слово за судом, и он может не согласиться с нашим заключением, назначить другую экспертизу. Недавний пример — полковник Буданов. Я проводил с ним многочасовые беседы и до сих пор абсолютно убежден, что он в момент совершения преступления находился в состоянии временного психического расстройства. Это состояние спровоцировала чеченка, которая сказала ему, что намотает кишки его дочки на автомат, и схватилась за оружие. А у его дочери как раз был день рождения. Но суд назначил вторую экспертизу, а когда она повторила мое заключение — третью. И третья экспертиза сделала такое же заключение. Тогда назначили экспертизу в Чечне. Там психиатры решили, что он мог отвечать за свои действия, и его осудили. Конечно, если бы его не осудили, могли быть большие неприятности, новые теракты, нападения на психиатров, но повторяю: я уверен, что мы сделали правильное заключение."

    (см. http://www.pravmir.ru/ekspert-po-prestupnym-dusham/)

    ОтветитьУдалить
  23. А.Р., думаю, что человек свободен выбирать, в каком мире он хочет жить - в том, где есть Бог, или в том, где его нет. Я уважаю Ваш выбор, так же, как уважаю позицию атеиста, основанную на сознательном личном решении. Для меня же вопрос о существовании Бога остаётся пока открытым. Не могу быть ни на той, ни на другой стороне, сплошные аргументы за и против, сомнения и никакой внутренней убеждённости или интуиции. Надеюсь, что со временем определюсь в этом вопросе, важнее которого может ли хоть что-нибудь быть?

    Спасибо за мнение о Буданове. Лишний раз убедилась, как всё в этой жизни непросто и неоднозначно.

    ОтветитьУдалить
  24. Анонимный15 июня 2011 г., 20:51

    Мария, возможно, вам будет интересно познакомиться с мнением митрополита Вениамина (Федченкова)? Он пишет, что выбор между "верить" или "не верить" не может быть решен без участия свободной воли человека.

    Если эта тема интересна, я дам ссылки.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  25. Да конечно, с удовольствием почитаю.

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный16 июня 2011 г., 10:14

    Митрополит Вениамин (Федченков), "О вере, неверии и сомнении"

    http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniamin/impiety/contents.html

    Вопрос о роли свободы воли обсуждается в части IV.

    ОтветитьУдалить
  27. Анонимный17 июня 2011 г., 7:48

    Кстати, вера, неверие и сомнение тоже могли бы стать темами Ваших заметок...

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
  28. В 6-м классе взахлеб причитала Ромен Роллана "Очарованнная душа" (читает ли кто-нибудь этого писателя сейчас - думаю, что нет).В этом романе есть потрясающая сцена. Главная героиня, француженка, после первой мировой войны  живет в маленьком  городке, куда привозят пленных немцев. Какова была ненависть французов к немцам тогда - нам сейчас не понять даже. Так вот, когда этих пленных вели по городу, обыватели, буржуа стали кидать  в них камни и гнилые овощи. И она встала рядом с самым убогим, больным и жалким немцем и стала собой закрывать его от ударов. Камни летели и в неё тоже - этот несчастный немец был для неё человеком прежде всего, она была выше этой оголтелой ненависти в своей человечности.
    Это я вот к чему - если при мне будут бить  ребенка, раненого или больного -  я его собой закрою, потому, что это ребенок (или беззащитный человек) и мне не важно, какой он нации. А вот если при представителе кавказской национальности буду обижать русского ребенка - я очень сомневаюсь, что его закроют собой. У нас с ними толерантность в одни ворота. К сожалению, в наши в основном...   

    ОтветитьУдалить
  29. Anais6823, спасибо за хороший пример из Ромена Роллана. Вот только с выводом в отношении русских и кавказцев мне сложно согласиться. Допустим, вы закроете собой кавказкого ребёнка, но закроет ли каждый русский? И, с другой стороны, каждый ли кавказец промолчит и за русского ребёнка не заступится? Мне кажется, человек никогда не может знать наверняка, как поведёт себя в той или иной ситуации, особенно экстренной - победит ли в нём жалость и человечность или ненависть и злость. Думаю, всё слишком индивидуально, и обобщать вряд ли стоит. И пусть я не очень знаю кавказцев как нацию, но всё равно как-то в голове не укладывается, что все они с этой точки зрения одинаковые.

    ОтветитьУдалить
  30. да, наверное Вы правы по поводу причин. Могу добавить, что в такой сытой и безвоенной стране как Швейцария пользуются популярностью и даже доверием секты, они заплняют собой нишу религиозности. Главный офис Сайентологов раположен в самом центре Цюриха, антропософы просочились в школы, различные эзотерические течения и учения так активны, что от обилия их семинаров и мастер-классов у жаждущих духовности разбегаются глаза. Человеку свойственна потребность в трансцендентности и духовности (а духовность каждый понимает по-своему), и, особенно когда все остальные потребности удовлетворены или близки к тому (пример - Швейцария), человек ищет источники "духовности". Жить и умирать только потребителем и производителем продукта уныло; жить и иметь доступ к некой "закрытой" сакральной теме - уже лучше. На этих потребностях и играют операторы "религий"... Спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить
  31. Ольга, спасибо за комментарий, очень интересно про Швейцарию. Конечно, без духовного материальное и социальное немногого стоит. А уж где это духовное искать каждый для себя сам выбирает.

    ОтветитьУдалить